Законность рекламы на асфальте

По правовому аспекту рекламы на асфальте в октябре 2010 года мы провели консультации со специалистами Комитета по рекламы, информации и оформлению г. Москвы; с начальником окружного управления Департамента земельных ресурсов г. Москвы и с начальником окружного отдела Земельной инспекции г. Москвы.
Базовые моменты:

Является ли реклама на асфальте рекламой?
Да, является на основании ст. 3 п. 1 Федерального закона N 38- ФЗ "О рекламе" от 13.03.2006 г. “рекламой считается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке”.

Запрещена ли реклама на асфальте Федеральным законом № 38-ФЗ “О рекламе”?
Нет, в законе данный вид рекламы не запрещен. Федеральный закон № 38-ФЗ“О рекламе” – это рамочный закон, предъявляющий основные требования к рекламе и регламентирующий общие правила рынка. Закон не описывает все виды рекламы и не запрещает ни один из них. Более того, закон не регламентирует порядок размещения рекламы. Реклама на асфальте не подпадает под определение наружной рекламы и не описана как отдельный вид рекламы. Вывод: реклама на асфальте не запрещена, следовательно, разрешена.

Законна ли реклама на асфальте?
Ответ рассмотрим для двух случаев:
Если реклама размещается по договоренности на асфальтированном участке, находящемся в частной собственности (территория торгового центра, автостоянка, АЗС, платформа РЖД и др.), размещение рекламы будет законно. Вы, как собственник асфальтированного участка, можете легально предоставить данный участок для размещения рекламы на асфальте на условиях аренды.
Если реклама размещается на тротуарах, пешеходных дорожках, входах в метро и других объектах, находящихся в собственности города Москвы, реклама будет незаконна. Что означает “незаконность” рекламы в данном случае? Это означает, что реклама не запрещена, но при этом ее нельзя официально (законно) согласовать и разместить, т.к. данный вид рекламы не отрегулирован региональным законодательством. Именно нормативно-правовые документы субъектов РФ на основании Федерального закона N 38-ФЗ "О рекламе" должны регламентировать порядок согласования и размещения разных видов рекламы. В Москве таким нормативно-правовым документом является Постановление Правительства Москвы № 908-ПП от 21.11.2006 г. “О порядке установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации в городе Москве и регламенте подготовки документов комитетом рекламы, информации и оформления города Москвы заявителем в режиме “одного окна”. Но весь казус в том, что реклама на асфальте не попадает под определение наружной рекламы федерального закона и не прописана как отдельный вид рекламы. Поэтому получается правовой пробел, когда само явление есть, но оно не отрегулировано в правовом поле.

Какую ответственность может понести рекламодатель за размещение рекламы?
На сегодняшний день никакую. Подобная реклама не обозначена в федеральном законе “О рекламе” и Постановлении Правительства Москвы № 908-ПП и, следовательно, не подлежит контролю со стороны Комитета рекламы. Департамент земельных ресурсов г. Москвы и окружные земельные инспекции г. Москвы также не имеют оснований для предъявления рекламодателю штрафов или исков именно потому, что реклама не запрещена, но и не отражена в правовом поле. Представители органов исполнительной власти говорят, что должны быть внесены поправки в федеральный или региональный закон, чтобы получить основания для применения штрафных санкций. Поправка Олега Михеева («Единая Россия») в закон «О рекламе», ст. 19, ратифицирована не была, хотя ее введение обсуждалось.

Какую ответственность может понести фирма-исполнитель за размещение рекламы (возможен ли штраф за размещение рекламы на асфальте)?
Кодекс города Москвы об административных правонарушениях в статье 8.13 говорит, что объявления рекламного характера должны размещаться только в специально предназначенных местах. За нарушение этой статьи предусмотрен штраф в 1500-2500 рублей для физических лиц, и в 20-30 тысяч рублей для юридических лиц. Но применяется эта статья только в отношении фирмы-исполнителя и то, крайне редко – как правило, это скорее предупреждение. Чтобы реклама на асфальте нарушила законность настолько, чтобы наступила уголовная ответственность по 214-й статье уголовного кодекса (вандализм), нужно нанести ущерб объектам культуры или муниципальной собственности. В этом случае обвиняемому может грозить штраф до 40 тысяч рублей, обязательные работы от 120 до 180 часов или исправительные работы на срок от полугода до года.

Отметим, что наша компания осознает социальную ответственность и не работает вблизи объектов культурно-исторического наследия и муниципальной собственности.

Сделать бесплатный сайт с uCoz